дневник крестьянина | анастасия патлай

Спектакль «Дневник крестьянина» Анастасии Патлай с Александром Усердиным в главной и и единственной роли — результат лаборатории «Археология памяти» в Сахаровском центре, про коллективизацию и раскулачивание.

Александр Усердин, актёр:

«То, что Нестор жил, это еще было хорошо, было хорошо… Сейчас [в деревне] невозможно жить. В плане того, что ты, ну, ты перестаешь быть живущим человеком, ты перестаешь как-то расти, двигаться куда-то… Мне так кажется…

Мне кажется, что вот у меня-то каша в голове побольше гораздо, чем у этого… у Нестора. У него-то как-то было там более-менее понятно. Мне так кажется… Пришли, убили, изнасиловали, отобрали, надо, значит, как-то выкарабкиваться. Может быть, действительно это выход — хоть как-то фиксировать события, как бы это клинышки вбивать и по ним жить.

У меня бабушка вела дневник такой: <…> сегодня чистили туалет — 78 ведер. Собрали <…> столько-то, столько отдали кому-то. Яйца такие-то. Смотрела кино. Отметка «четыре». Такое-то название фильма. Погода: такая-то, такая, такая. Ну, находишь другой дневник, находишь, смотришь такой же день, ты можешь сравнить: они день весь чистили туалет, погода была такая-то. Да, люди вели такие дневники. <…> Это был свой такой народный дневник. Я пытался там какие-то мысли найти, а там погода, пасли коз, надоили полтора литра».

Марина Крапивина, драматург, финалист драматургических конкурсов и фестивалей: «Любимовка», «Евразия», «Первая читка», «Текстура», «Золотая маска» и др. Её пьесы поставлены во многих российских и зарубежных театрах. Активно работает в русле документального театра.

«Я бы хотела дожить до того времени, когда наше общество осознает, и мировое сообщество признает, что в 30-е годы в СССР произошла гуманитарная катастрофа. Это был настоящий геноцид. Геноцид власти по отношении к собственному народу. По чудовищной жестокости это сопоставимо с преступлениями нацистов. И никакая индустриализация ради великих свершений даже накануне войны не может служить оправданием тому чудовищному по масштабу и жестокости насилию, которое совершали одни граждане этой страны по отношению к другим. Мы живем в очень страшном месте. Но лучше это понимать. Как сказал Мераб Мамардашвили, «самое большое мужество — это мужество идти к тому, о чем в принципе нельзя знать. Поскольку это наверняка может обернуться тем terror antiquus — древним ужасом, который есть ужас. Ужас чего? Реальности». Вот в такой реальности мы живем. Но другой у нас нет».

Драматург — Марина Крапивина
Режиссёр — Анастасия Патлай
Актёр — Александр Усердин
Художник — Константин Терентьев
Свет/звук — Илья Фиглин
Всё остальное — Полина Филиппова
Благодарность golodomor.kharkov.ua и prozhito.org